Отправной точкой системы Монтессори был взгляд на ребенка, который поистине переворачивает мировоззрение взрослого человека. Все остальное в воспитании вашего малыша соберется, как пазл.
Имя Марии Монтессори на слуху в связи с ранним развитием. Вовсю используется ее поистине замечательный дидактический материал, приемы работы с ним. Все это очень эффективно. Кстати, метод обучения письму и чтению у Марии Монтессори не похож больше ни на одну методику. Письму по этой методе учат раньше, чем чтению.
Замечательный итальянский педагог Мария Монтессори считала, что при обучении чтению необходимо сделать промежуточные шаги. Кто-то спросит, а зачем? Исследования, проведенные в последние годы физиологами, показали, что мы с вами достаточно плохо читаем, точнее, плохо понимаем прочитанное. Ученые связывают это с тем, что нас обучали чтению форсированно, очень быстро требуя повышения скорости. Оказалось, что это не просто неэффективно до определенного возраста, но и вредит пониманию прочитанного текста. Этот изъян, полученный в детстве, закрепляется и мешает нам всю жизнь. С другой стороны, мы знаем, что при обучении чтению очень редко специально ставится задача научить чтению с пониманием, как определила его М.Монтессори, "тотальному чтению". Такое обучение, основанное на принципах Монтессори, может помочь не только научиться "тотально" читать, но и наращивать скорость без потери понимания смысла прочитанного.
Таким промежуточным шагом может стать вот эта книжка. Это хороший материал для первоначального чтения. Главное достоинство этой книжки в том, что ваш ребенок вполне может прочесть ее сам, без намека на вашу помощь. В нашей книжке предусмотрены два простых и забавных сквозных сюжета, которые легко запоминаются и пересказываются своими словами.
Книжечки помечены разным цветом: розовым, голубым и белым (розовая, голубая и белая серии). Так удобно обозначать уровень сложности текстов. Если вы откроете "розовую" книжку, то увидите короткие предложения из трех-четырех односложных или двусложных слов. Их прочитает самый неопытный читатель. Но даже в них есть сюжет, "интрига", которая удержит внимание ребенка и "заставит" дочитать книжку до конца. В "голубых" книжках - предложения из пяти-шести слов и появляется йотированная гласная. В "белой" книжке вы встретите уже распространенные фразы, йотированные гласные и "ъ". Все это позволяет выбрать ребенку книгу по силам и постепенно усложнять чтение.
Не умеющие читать дети могут только смотреть рисунки и сами их комментировать. Мама не должна читать ребенку тексты, чтобы не потерялся интерес.
Сама книжка должна стать для ребенка приятным сюрпризом. Найдите момент, когда ваши отношения не омрачены маленькой ссорой, когда ребенок находится в хорошем настроении и готов сотрудничать с вами, а не сопротивляться любому вашему предложению. Именно в этот момент спокойно и доброжелательно скажите ребенку: "Сегодня я приготовила для тебя книжечку, которую ты сможешь прочитать сам". Малыш должен почувствовать, что у вас есть что-то интересное для него. Вручите книжечку и, если вы уверены, что ребенок сам справится с заданием, оставьте его один на один с подарком. После самостоятельного прочтения попросите пересказать вам содержание книжечки. Постарайтесь не мешать ему (не подсказывать и не рассказывать за него), иначе вы не узнаете, понял ли малыш прочитанное. Ребенок должен получить радость от этого упражнения и уверенность в том, что он с ним справился. Если у ребенка это, по вашему мнению, не получилось, не осуждайте и не осмеивайте его, а просто займитесь упражнениями на понимание прочитанного (поручениями). Пишите на листе бумаги для малыша простые фразы ("Закрой окно", "Принеси ложку"). Результат очень нагляден: ребенок выполнил поручение - значит, прочел и понял. Книжечку же пока уберите.
Если же все получилось, то акцентируйте внимание ребенка на том, что он впервые сам, без помощи мамы смог прочитать книгу. По предложенному примеру вы можете составить аналогичные книги и предложить ребенку.