- Сами, ает тит! (Смотри, самолет летит!)
- Никак не пойму, что он говорит! Какая-то каша во рту! - сокрушается бабушка четырехлетнего Максима.
Сам Максим, давно привыкший к таким разговорам, дергает бабушку за рукав и ноет на одной ноте: "Де ем уять! Ну ада ми дем уять!" Опытному логопеду нетрудно понять, что его нытье означает "Идем гулять! Ну когда мы пойдем гулять!" К сожалению, слышать такую совсем не идеальную речь специалистам приходится очень часто.
Труднее всего близким людям крохи - тревожатся мамы, хмурятся и сердятся папы, стесняются на прогулках в парке бабушки. Как правило, сам малыш спокойно относится к своему дефекту и болтает без умолку, хотя бывают тяжелые исключения. Некоторые ребята так отчаянно пытаются донести до людей свою мысль, так часто вновь и вновь сталкиваются с непониманием, переспрашиванием, насмешками, что поневоле меняется их характер. Из улыбчивого карапуза ребенок становится замкнутым, издерганным злюкой, со склонностью к агрессии и тревожности.
Если вы с трудом понимаете, что говорит ваш трехлетний малыш, значит, больше нельзя откладывать визит к специалисту. Очень важно попасть на первую консультацию к хорошему детскому логопеду-дефектологу, который сразу сумеет наладить контакт с ребенком. Помимо профессионализма, такому врачу необходимо быть просто добрым, открытым и улыбчивым человеком. Как часто от логопедов выходят заплаканные мамы с неприятным диагнозом в карте малыша "алалия" (почти полное отсутствие речи). При повторном визите к другому специалисту оказывается, что малыш охотно и много общается, и развитие его вполне соответствует возрасту. Если ребенок получает удовольствие от общения и игр с логопедом, значит, полдела сделано.
Тем не менее, у крохи могут быть действительно серьезные проблемы с развитием речи, мышлением, памятью. И дело тут не в генах, как часто склонны полагать многие родители. Не стоит винить мужа, его маму или своего прапрадедушку в отклоняющемся развитии вашего малыша. Как правило, родовые травмы и тяжелая беременность - основные источники неприятностей с развитием ребенка.
Если вы немного беспокоитесь и уже решили показать вашего кроху врачу, вам стоит узнать чуть больше об основных логопедических диагнозах. Такие диагнозы имеет право поставить медик - логопед-дефектолог, работающий в лечебном учреждении, например, в поликлинике. Первичная консультация всегда проходит в присутствии родителей: так малышу легче включиться в общение с незнакомым человеком. Если вы убедились, что перед вами опытный специалист, который не жалеет время на детальное обследование речевого развития малыша, легко налаживает с ним контакт, то диагноз будет, скорее всего, точным. Тем более, что в большинстве сложных случаев логопед обязательно направит вас на прием к психоневрологу, попросит сделать ЭЭГ (электроэнцефалограмму), возможно, порекомендует проконсультироваться с психологом и лор-врачом. Такой подход к работе считается правильным и ответственным.
Страшилки логопедов-дефектологов
Итак, после беседы с вами и обследования малыша логопед сообщает, что у ребенка, по-видимому, ЗРР (задержка развития речи). Такой диагноз, по сути, ни о чем не говорит, и пугаться его не стоит. ЗРР ставят подавляющему большинству плохо говорящих дошколят, особенно младшего возраста (2-3 года). Как правило, к логопедам в поликлиниках на прием приходит такое большое количество детей, что на детальное обследование просто не хватает времени. Конечно, врач не должен ограничиться только констатацией факта и отправить непросвещенных родителей домой. Задержка развития речи бывает разной, и уточнить, что именно с речевым развитием не так, нужно обязательно. Это может седлать, например, логопед в детском саду. Узнайте о ближайших логопедических группах при садиках, сходите туда для консультации. Любой логопед в детском саду обязан проконсультировать вас, подробно рассказать, что необходимо делать дальше.Если вам пришлось услышать от логопеда об ОНР (общем недоразвитии речи), обязательно уточните какой уровень недоразвития речи у вашего ребенка. Общее недоразвитие речи - это довольно неприятное, системное нарушение речи, которое, однако, вполне можно преодолеть при условии систематической работы ряда специалистов за 2-3 года.
Бывает три уровня общего недоразвития речи, из которых первый - самый низкий (кроха общается только отдельными слогами - лепетными словами), а третий - самый высокий, его ставят ребятам с четырех лет. При третьем уровне малыш активно общается, но его речь просто "кишит" неточностями, как смысловыми, так и грамматическими. Естественно, при всех уровнях так или иначе нарушено звукопроизношение.
Несмотря на то, что общее недоразвитие речи - наиболее часто встречающийся диагноз, многим, помимо него, приходится узнать еще и о дизартрии. Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, которое может быть как самостоятельным явлением, так и сочетаться, например, с заиканием или общим недоразвитием речи. Не стоит недооценивать этот диагноз, даже если у вашего малыша только "стертая форма дизартрии", то есть дизартрия в незначительной степени. Дело в том, что проблема крохи кроется не столько в язычке, сколько в неправильно посылаемых к нему нервных импульсах, которые отправляют специальные отделы головного мозга. Малышу крайне трудно чисто и красиво говорить, часто текут слюнки, бывает, что он и не замечает, как приоткрылся рот, высунулся язычок. Конечно, он не замечает, потому что чувствительность органов артикуляции снижена: трудно даже щеки надуть, не то, чтобы звук Р произнести! Опытный логопед-дефектолог за год-два избавит вашего малыша от этой неприятности, а вы даже забудете слово "дизартрия". Хотя бывают случаи, что абсолютно чистого произношения добиться бывает невозможно.
Гораздо легче справиться с "дислалией". Казалось бы, это тоже нарушение звукопроизношения, однако мышцы язычка и губ работают исправно, нужно только "поставить" недостающие звуки, исправить искаженные, детально поработать с фонематическим слухом (это чисто человеческая способность различать звуки речи на слух). Дислалия при правильной работе логопеда исчезает навсегда.
Особое внимание заботливой маме стоит обратить на диагноз "заикание". Очень часто его путают с "запинками" даже проработавшие не один год логопеды. И тот и другой недуг очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи: "Да-да-да-давай играть!"
Как же отличить заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть дальнейшая судьба крохи? При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи, в отличие от заикания. Но если неопытному родителю трудно понять, как определить наличие судорог, то можно просто обратить внимание на то, как реагирует малыш на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если это малыш с заиканием, его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками лучше. Важно знать, что заикающемуся малышу подойдет только логопед-заиколог (специалист по заиканию). В случае запинок лучше всего проконсультироваться с психологом, психоневрологом, потому что корни проблемы такого ребенка уходят в область эмоционального развития, особенностей нервной системы.
Как выбрать логопедический детский сад?
Если вы уже точно определили, что не так с развитием речи вашего крохи, встает вопрос, возможно, самый острый: что же делать дальше, как помочь? Можно пойти двумя путями: обратиться в муниципальные детские сады и центры, а можно в коммерческие учреждения. Если вашему малышу поставили диагноз "общее недоразвитие речи" (например, в поликлинике), смело идите в детский сад поблизости, где есть логопедические группы. Там вам должны объяснить, что надо делать, какие документы собирать, чтобы попасть в группу такого возраста и с таким диагнозом. В случае с заиканием нужно выяснить, где находится ближайший к вам детский сад для заикающихся детей. Такой информацией должен располагать логопед в поликлинике. При дислалии вы тоже имеете право на логопедическую группу, если малышу уже есть 5 лет. В настоящее время в ряде детских садов отдается предпочтение детям 5-6 лет, а вот 3-4-леткам попасть в такую группу практически невозможно. В группах с ребятами занимаются логопед и психолог, а воспитатели имеют дополнительное профильное образование. Обучение длится 1-3 года, логопед проводит множество занятий: индивидульных, подгрупповых и со всей группой, что всегда очень эффективно. Такая многоплановая работа дает прекрасные результаты. Почти все ребята после садика поступают в обычные школы, как и все остальные дошколята.Бывает так, что в садике вам отказано. Не стоит отчаиваться. Обратитесь в медико-психолого-педагогичские центры, в которых есть все интересующие вас специалисты. Нужно почти ежедневно возить малыша на занятия, но и результат не заставит себя ждать. Многие мамы делают так: водят ребенка в массовый детский сад, а занимаются в таком центре. В любом случае, не откладывайте начало занятий! Как только вы узнали речевой диагноз, сразу же ищите специалиста и приступайте к устранению проблем. Известно, что чем раньше начались занятия, тем лучше будет результат от таких занятий.
Чего стоит опасаться? Прежде всего, непрофессионалов. Если вы решили обратиться за помощью к частнопрактикующему логопеду, попросите показать вам диплом об окончании дефектологического факультета вуза, расспросите об опыте работы с такими детьми. Очень хорошо, если у вас есть положительные рекомендации на этого человека. Очень важно посмотреть, как логопед налаживает контакт с вашим малышом. Если ребенку нравится заниматься, он ждет следующего занятия, значит, все в порядке. Не закрывайте глаза на негативное отношение вашего крохи к педагогу. Если такое отношение стало нормой в ваших встречах, стоит поискать другого специалиста.
Помимо муниципальных логопедических садиков и центров, существует широкий выбор коммерческих. В таких садиках и центрах всегда есть в штате логопед. Как правило, это дополнительная услуга в детском саду, и логопед занимается только индивидуально. Такая организация работы вполне подходит для ребят с незначительными проблемами в речи, например с дислалией. Однако, общее недоразвитие речи невозможно полностью устранить, занимаясь лишь индивидуально раз или два в неделю. То же относится и к ребятам с заиканием, алалией. Ребенку с дизартрией (без ОНР или заикания) тоже подойдут узконаправленные занятия в частном садике или центре.
Нередко родители не хотят отдавать своего малыша в муниципальный детский сад. Причины такого нежелания могут быть разными: "Он "несадовский" , часто болеет, плачет, жалко же!", бывает, что и подходящего садика рядом нет. А кому-то важна атмосфера семьи в дошкольном учреждении или высококвалифицированные специалисты. Так или иначе, что же делать, если ребенку крайне необходима именно логопедическая группа, но не в муниципальном детском саду? Раньше это была бы неразрешимая проблема, так как коммерческих логопедических садов и групп не существовало. Сейчас есть такая возможность.
В детском центре развития "Здравствуй!" открылась первая и пока единственная в Москве логопедическая группа, работающая по системе М.Монтессори. Туда набирают деток 3-6 лет с самыми разными речевыми диагнозами, кроме заикания тяжелой степени. С ребятами работает и нейропсихолог. А в центре развития личности "Лана", например, можно оставить малыша в мини-детском саду, а на необычные и интересные занятия его будут забирать специалисты. Мало где вы найдете педагога по сенд-терапии (терапия с применением песка) и лего-терапии (с применением конструкторов "Лего"). Такой же высокий профессиональный уровень предлагают специалисты в детском саду при Ассоциации Монтессори-педагогов России. К ребенку с особенностями в речевом развитии относятся очень внимательно, для него в отдельных случаях могут выделить персонального специалиста - логопеда-дефектолога. Очень хорошие специалисты трудятся в центре "Логопед плюс". Отличительной особенностью этого центра можно назвать высокий уровень именно логопедической помощи детям и взрослым. Здесь придерживаются мнения, что "лучше меньше, да лучше", то есть предпочитают исключительно логопедию, а не дефектологию в целом. Выбор велик, теперь слово за вами!
Маленькие логопедические хитрости
- Если у вашего малыша хорошо дышит носик, но рот часто приоткрыт, виден язычок и даже текут слюнки, попробуйте поиграть в игру "Усики". Пока малыш рисует или смотрит телевизор, пусть держит во рту соломинку для коктейля, словно усики у котенка. Если держать так соломинку постоянно, когда не требуется речевое общение, то мышцы губ, щек, подбородка понемногу укрепятся и малыш начнет реже приоткрывать рот.
- Нередко у крохи укорочена так называемая "подъязычная уздечка", с помощью которой мы можем произносить "верхние" звуки Ш, Ж, Р, Л. Если язычок крохи совсем не может подняться к твердому небу, попробуйте "растянуть" непослушную уздечку. Дайте малышу вылизывать блюдца или тарелки со сладким вареньем. Может, это не совсем эстетично, зато эффективно.
- Чтобы речь малыша была плавной, чистой, эмоционально окрашенной, с самого рождения его должна окружать музыка. Причем в разных ее проявлениях: пение (мамы, бабушки, папы, в записи артистов), инструментальная музыка (подойдет та, что адаптирована для малышей), классическая музыка, детские песни на русском языке. Если вы владеете музыкальным инструментом - это прекрасно! Не упускайте возможность поднять себе настроение, удивить малыша, и заодно поспособствовать развитию его речи.