Развивающий коврик для детей развивает восприятие (тактильное, зрительное, пространственное), согласованные движения глаза и руки, речь, мелкую моторику, снимает напряжение и расширяет представления об окружающем мире. ПОДРОБНЕЕ...
Годовалый ребенок может активно манипулировать подвижными элементами коврика, ощупывать детали коврика, развивая согласованность движения руки и глаза, тактильное восприятие и мелкую моторику. Рассказывайте малышу об изображенных на коврике предметах, объясняйте, как работать с ними.
Проснувшись утром, малыш сам сможет занять себя, не беспокоя взрослых. Материал и технология изготовления коврика позволят выдержать практически любые испытания.
Звукоподражания
Цель: стимулирование речевой активности ребенка. Играя с ребенком, взрослый должен активно и часто подражать различным звукам: "цып-цып-цып" - курочка зовет цыплят, "бе-бе-бе" - блеет овечка, " хрю-хрю" - хрюкает свинка. Не просите ребенка сразу повторять за вами звукоподражания. После нескольких занятий он сам попытается повторять за вами. Можно вводить в сюжет коврика дополнительных персонажей, например, лягушку (квакает "ква-ква"), петушка, мышку и т.п.
Кто какой?
Цель: расширение словарного запаса ребенка и развитие связной речи. Взрослый, играя с ребенком, употребляет слова-эпитеты, например, "солнышко лучистое", "репка сладкая, желтя, крепкая", "овечка кудрявая". После совместных занятий, когда ребенок запомнит ваши определения, можно спросить у ребенка: "Морковка какая?" - "Вкусная." - "А еще?" и т.п. Составляйте предложения с этими словами и словосочетаниями. Постоянно включайте в свою речь новые слова. Следите за тем, чтобы ребенок постепенно, не сразу, но использовал их в активной речи.
Разноцветный мир
Цель: развитие целенаправленного восприятие цвета, формирование устойчивого образа цветового тона. Назовите ребенку цвета предметов (например, "яблоко красное", "трава зеленая"), обращая внимание на те цвета, которые вводятся впервые. Дайте ребенку в руки любую однотонную игрушку (яблочко, солнышко, тучку) и предложите найти предмет такого же цвета. Вначале покажите, как надо играть: например, возьмите голубую тучку и спросите: "Какого цвета предмет мне поискать? Может быть, красного?" Сравните тучку с яблочком - "Нет, не такая". Потом, прикладывая к голубому цветочку, спросите: "Такая?" После того, как ребенок сможет правильно находить и сличать цвета, игру можно будет усложнить. Спросите ребенка, какого цвета игрушка, попросите найти предмет определенного цвета. Если ребенок нашел правильно, спойте песенку: "Вот какая красота, правильно нашли цвета!" Если ребенок ошибся, скажите: "Иди, иди, иди и снова поищи!"
Части тела
Цель: учить детей ориентироваться в теле человека и животного, расширять словарный запас ребенка. Спросите ребенка, где у мишки (овечки, свиньи) ушки, носик, глазки, брови, морда, голова, лапки и т.д. Затем выясните, есть ли у ребенка все это? Чего нет? Как называются части тела и головы человека? (Лицо, руки, ноги и т.д.) Выясните, чем отличаются части тела животных и человека. С более старшими детьми (с 5 лет) выясните, где у них левый глаз, правое ухо и т.д. Попросите показать эти части тела у животных.
Что где?
Цель: развитие пространственных ориентировок, умения ориентироваться на плоскости, закрепить понятия "вверху", "внизу", "справа", "слева", "в центре", "выше", "ниже". Рассматривая коврик, расскажите ребенку, что где находится. Например, в центре расположены грядки, справа растет яблоня, слева - загон для овец, вверху светит яркое солнышко и т.п. После того, как ребенок усвоит пространственные понятия, попросите ребенка самого отвечать на ваши вопросы ("Где летает бабочка?" и т.п.).
Предлоги
Цель: уточнить значение предлогов, ввести предлоги в пассивный и активный словари ребенка. Во время игры старайтесь употреблять следующие предлоги: "над", "под", "в", "из", "на", "с", "между", "за", "из", "около", "от", произнося их более выразительно, чем другие слова. Не требуйте немедленно от маленького ребенка правильного их употребления. Для закрепления употребления предлогов попросите ребенка отвечать на вопросы типа: "С кем играет Мишка?", "От кого он спрятался?", "Где растут овощи?", "Где находится лес?"
Образование приставочных глаголов
Цель: расширение словарного запаса, развитие навыков словообразования, изменения слов путем замены приставок. В процессе игры с персонажами вплетите в сюжет игры действия, обозначающие изменения в пространстве - "подошел", "вышел", "зашел", "обошел", "вошел" (то же с глаголами "летать", "бежать", "копать" и т.п.).
Посчитаем
Цель: закрепить порядковый счет до десяти, научить ребенка соотносить предмет с числом, его обозначающим, закрепить счетные операции в пределах пяти. Рассматривая коврик, считайте, сколько животных, грибов, овощей, цветов, деревьев на нем изображено. Задавайте ребенку маленькие задачки типа: "В огороде на одной грядке росло три морковки, на другой грядке - две репки. Сколько овощей росло в огороде?"
Обобщающие понятия
Цель: сформировать обобщающие понятия "животные", "дикие животные", "домашние животные", "овощи", обеспечить развитие словарного запаса, связной речи. Дайте ребенку понятие диких и домашних животных, проиллюстрируйте на примере животных. Учите описывать животное по плану: 1) Дикое или домашнее животное. 2) Описание внешнего вида (размер тела, поверхность тела, внешние особенности животного). 3) Характер, привычки, повадки. 4) Чем животное полезно для человека. Аналогично работайте над понятием "овощи" (отработка понятия, описание овоща).
Придумывание сказок и историй
Цель: развитие фантазии и воображения, моделирование желательных образцов поведения, развитие связной речи, эмоциональное раскрепощение, снятие психического напряжения. При рассказывании истории или сказки используйте любые описанные нами игры и упражнения. Пример: "В маленьком домике, который стоял на опушке, жили-были... Просыпаясь утром, они выглядывали из окна и улыбались солнышку. Затем они умывались, делали зарядку и шли..." Несколько дней (и даже недель) можно рассказывать ребенку одну сказку с продолжениями, добавлять дополнительные персонажи (куклы, игрушки). Обязательно просите ребенка помогать вам искать новые повороты сюжета. Более старших детей (с 4 лет) можно просить придумывать истории самим (с вашей помощью). Рассказывание сказки сопровождайте соответствующими действиями.
В процессе игры вы вместе с ребенком найдете и другие многочисленные варианты предложенных игр, а возможно, придумаете свои. Работа вашей фантазии, воображения, затраченное время окупятся прекрасными отношениями с ребенком и его гармоничным развитием.