Гораздо труднее в этом вопросе родителям, чье четырехлетнее чадо остро нуждается в специализированном детском садике или группе. Наряду с обычными садами, без какого-либо профиля, существует целая система садиков для малышей с особенностями в развитии. Например, чтобы исправить различные речевые проблемы, организованы целые логопедические детские сады. Это обычно малокомплектные садики из 4-6 групп, по 10-15 человек в каждой. Специалисты отмечают, что потребность в логопедической помощи дошкольникам растет с каждым годом, поэтому и в такой сад попасть сложно.
Как попасть в логопедческий садик?
Для начала мамочка, обеспокоенная невнятной речью малыша, должна посетить логопеда в поликлинике. Если логопед увидит проблему, обязательно направит на комиссию по приему детей в логопедический садик. Только маме придется собрать еще несколько справок: от лор-врача, окулиста, педиатра и психоневролога (сейчас это не всегда обязательная справка). Вот с таким набором документов мама должна явиться на комиссию вместе с малышом. Задача комиссии (которая состоит из логопедов, психолога, иногда психоневролога) - определить, действительно ли у ребенка есть отставание в речевом развитии или мамочка просто перестраховалась. А может, родители непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту. И такое бывает! Если комиссия коллегиально решает, что проблема есть, то встает вопрос комплектации: а в какой именно логопедический садик нужно направить именно этого малыша? Ведь логопедические диагнозы бывают разные, в зависимости от них и набирается группа деток определенного возраста. Например, если у четырехлетнего малыша поставлен диагноз "общее недоразвитие речи 1-2 уровня", то старший логопед смотрит, в каком садике в этом году набираются четырехлетки с ОНР. А если у шестилетнего ребенка выявлены проблемы только со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, нет "р", "л"), то такого "абитуриента" направят в совершенно другую группу - подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше. А для заикающихся малышей вообще отдельные сады предусмотрены, со своей программой и набором специалистов (например, ведутся занятия по арт-терапии). Только после комиссии родители могут вздохнуть спокойно: первого сентября малыш точно пойдет в тот садик, куда его зачислили. В некоторых округах Москвы комиссии пробуют проводить не в детских садах силами логопедов- практиков, а в Департаментах образования, но суть набора деток от этого не меняется.Кроме садиков, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические группы в обычных садах. Такие сады называются "Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида". То есть смешанный садик. Схема набора деток сюда такая же. Качество обучения, программа обучения и квалификация логопедов везде одинаковые: как в логопедическом садике, так и в саду комбинированного вида.
К сожалению, часто бывает так, что комиссия вынуждена отказать родителям в логопедической группе. Поскольку мест в садах катастрофически не хватает, отдается предпочтение детям 5-6 лет, которым через год-другой идти в школу. Считается, что им логопедическая помощь нужнее, нежели трехлетнему неговорящему крохе. В таких случаях в документах пишут "смотреть через год". То есть мама должна повторить всю процедуру ровно через год. Встает закономерный вопрос, а что делать-то весь этот год? Упущенное время не вернется, а чем раньше начнутся занятия, тем успешнее будет обучение.
Но, справедливости ради, надо добавить, что нередки случаи, когда, действительно, малыш вполне может обойтись без садика, а через год прийти со значительными улучшениями в речевом развитии. И звуки появились сами, и пересказывать научился, и цвета-формы выучил! И все же, велик риск, что "неохваченный" логопедической помощью малыш больше теряет, чем приобретает. Если диагноз поставлен, родители сильно беспокоятся, а окружающие не понимают речь ребенка - категорически нельзя пускать ситуацию на самотек. Вместо сада, в котором вам отказали, есть множество детских центров, как платных, так и бесплатных, где маленькому клиенту окажут коррекционную помощь те специалисты, в которых он нуждается. Идти лучше в медико-психолого-педагогические центры, так как там работают не только педагоги и дефектологи, но и медики, например, психоневрологи, невропатологи и т.д. Еще лучше, если в таком центре в штате есть нейропсихолог: результаты работы такого специалиста не заставят себя ждать. Благодаря такому комплексному подходу улучшится не только речевое развитие малыша, но и интеллектуальное, эмоциональное, психологическое. Обычно занятия проводятся не только в индивидуальной форме, но и в подгрупповой. На подгрупповых (4-6 человек) занятиях логопеда, дефектолога или психолога ребята знакомятся с окружающим миром, с азами математики, грамоты, учатся общаться. Особо внимание дефектолог уделяет формированию логического мышления, пространственного восприятия. В таких центрах детей также первоначально обследует комиссия из перечисленных специалистов. Это необходимо для того, чтобы понять уровень развития конкретного ребенка, его нужды, наметить общий план работы.
Если в вашем городе нет таких центров, то вам должен оказать помощь логопед в поликлинике, но имейте в виду, что нагрузка у них настолько велика, что и здесь вам могут отказать: "Ждите до 5 лет". Не стоит отчаиваться! В некоторых случаях незаменимы частные логопеды.
А есть ли проблема с речью?
Наблюдательная мама никогда не оставит незамеченными проблемы малыша, как со здоровьем, так и с развитием. А вот что делать гиперчувствительным, тревожным мамам, которые склонны видеть нарушенное развитие буквально во всем? Обычно они считают, что их ребенок плохо говорит, когда ему нет и года, и бегут на консультацию к логопеду. Давайте разберемся, когда стоит успокоиться и подождать, а когда надо бить тревогу и пытаться добиться логопедического садика.Простейшее обследование речи дома
Его имеет смысл проводить, если крохе уже исполнилось два года. До этого времени он еще имеет полное право не говорить предложениями, переставлять слоги в словах так, что его никто не понимает, в том числе и мама. А вот в два годика многое меняется в организме малыша, активно созревают нервные клетки мозга, отвечающие за формирование речи, кроха становится взрослее, "осознаннее". Давайте узнаем, стоит ли уж так спешить определить его в логопедический садик. А может, все не так плохо?Проведем обследование пассивного словаря. Нет ничего проще! Дайте крохе несколько заданий и посмотрите, точно ли понял он ваши слова, все ли выполнил в точности.
"Будем строить домик для зверей. Принеси кубики" (это одноступенчатая инструкция). "Отлично! Поставим кубики друг на друга. Помогай. А теперь отнеси эту коробку обратно и принеси нам зайку" (а это уже двухступенчатая инструкция). Затем оцениваем результат. "Хорошего зайку ты принес. Только он большеват для нашего домика. Отнеси этого обратно, принеси маленького зайку и посади его в домик" (это не только трехступечатая инструкция, но еще и с предлогом "в") - проверьте, может ли малыш показать или принести разные бытовые предметы: чашку, ложку, тарелку, кубик, машинку, ведерко, колготки, ботинки, платочек и т.д., понимает ли он слова-действия, то есть глаголы: прыгни, сядь, подойди, открой, вытри, дунь, помаши, налей, выброси и т.д.
Если вашему малышу уже 3-4 года, пассивный словарь проверяется несколько иначе, требования выше. Попросите его спрятать мячик ПОД платок, а потом платок ПОД мячик, или карандаш ЗА чашку, а чашку ЗА карандаш. Попросите обязательно показать тот или иной цвет: "Где красный кубик? А где желтый?" Если трудно - это тревожный знак.
Далее стоит прислушаться к активной речи вашего крохи. Что бы ни говорили врачи, воспитатели и бабушки, фразовая речь должна быть сформирована в 2-2,5 года. Что это такое - фразовая речь? Это речь предложениями, пусть короткими, пусть с "аморфными" словами: "Мама, дя пи!" (мама, дай пить!), пусть непонятными для окружающих. Если малыш пыхтит, мучается, но пробует говорить в 2 года предложения из 2-3 слов - повода для паники нет. Однако, если этому же малышу уже 3-4 года, то надо начинать занятия срочно, не откладывая.
Давайте обратим внимание и на слоговую структуру слова, то есть на то, как малыш говорит слова: целиком или нет, переставляет слоги или "выбрасывает" их из слов, а может, наоборот, "наращивает" ("малинана" (малина), "авик" (снеговик), "птипцы" (птицы), "агуда" (радуга). Если в 2-3 года это допустимо, то в 3,5-4 года обращаем на это внимание, записываемся к логопеду.
Очень важно понять, как слышит звуки речи ваш малыш. Проверить это очень просто. К двух-трехлеткам это не имеет отношения, а вот с трех лет можете проверить. Игра "Хлопни в ладошки, когда я скажу "мяу". Вы говорите "гав", "му", "мяу", "пи", "мяу", а ваше чадо хлопает только на "мяу". Когда он уловил принцип игры, усложните задачу: "Хлопни в ладошки, когда я скажу "у". Звук слушать труднее, и совсем непросто для такого малыша вычленить его среди других: "а", "и", "у", "о", "у". Ну, а если даже с этим вы справились, то смело просите его хлопнуть на звук "ш", при этом прикройте рот листком бумаги, чтобы маленький хитрец не ориентировался на вашу артикуляцию: "ш", "с","ж", "ш", "м", "у", "з", "ш". Если все слышим хорошо, можете успокоиться - фонематический слух развивается нормально, логопедический садик вам не нужен!
И только в последнюю очередь обратите внимание на звукопроизношение. Ситуаций, когда надо срочно искать логопеда, лишь четыре.
- У двухлетнего крохи "каша во рту", ротик полуоткрыт при нормальных аденоидах, часто текут слюнки, высовывается язычок, который бывает слишком большим и неповоротливым.
- Если у малыша "носовой" оттенок голоса при здоровых аденоидах, а язычок или высовывается или, наоборот, лежит во рту комком и непонятно, что малыш говорит, даже звуки А, У, Ы плохо получаются.
- Если малыш весьма заметно заикается или резко перестал говорить после стрессовой ситуации.
- Если в три года не произносит или заменяет звуки К, Г, Т, Д, Х, ТЬ. Также спешим к логопеду, если в 4 года малыш искажает или просто не говорит звуки С, З, Ш, Ж, Щ, Ц, Ч, Р, Л, В, а часто и мягкие варианты СЬ, ЛЬ, ЗЬ. При хорошем речевом развитии в 4-5 лет все звуки речи должны быть сформированы, трудности допускаются только при звуке РЬ, а также допустимы смешения некоторых звуков в предложениях: С-Ш ("Сла Шаша по шоссе") , Р-Л ("Клара иглара на кларнете"). Конечно, не стоит волноваться, если четырехлетка имеет свои "любимые" слова: "ферваль", "барелина", "тарубетка", "коклеты". Единичные случаи в расчет не принимаются.
Если все задания ваш кроха-ученик выполнил хорошо, то вам не стоит спешить в логопедический садик. Найдите другие способы развить своего ребенка, например, поводить его на развивающие занятия, а может, позаниматься самим. Однако, если хотя бы один пункт обследования вас не удовлетворил, а малыш вел себя беспокойно, шалил, не мог сосредоточиться на задании, все хватал без цели - обратитесь к специалистам, вам обязательно помогут. Для хорошего логопеда не бывает трудных детей - все ребята индивидуальны, у всех есть сильные стороны. Увидеть эти стороны - и есть залог успеха логопедической работы!