Полное название: "Противоположности".
Домино знакомит с противоположными друг другу признаками, предметами и явлениями. Игра учит осознавать увиденное, отделять главное от второстепенного, отстаивать свое мнение, рассуждать логически. ПОДРОБНЕЕ...
Домино позволяет в игровой форме познакомить ребенка с темой "антонимы", с которой он непременно встретится в школе на уроках русского языка, объяснить сущность языкового явления на ярких и простых наглядных примерах. В процессе игры обогащается словарный состав речи ребенка, расширяются его познания об окружающем мире.
Помните такую детскую игру: "Барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите, "да" и "нет" не говорите, черный с белым не берите..."? Ведущий должен был так запутать игрока коварными вопросами, чтобы тот все-таки назвал запрещенные слова. А как опишешь платье, не упоминая черный и белый цвета, как будешь отвечать на вопросы без "да" и "нет", которые так и выговариваются сами, не успеешь спохватиться? В общем, непросто было играть в эту игру. А почему мы про нее заговорили? Да потому, что запретные слова в этой игре - яркие примеры антонимов, т.е. слов, принадлежащих к одной смысловой группе, но имеющих противоположные значения.
С языковым явлением антонимии тесно связана тематика игры. На рисунках-карточках изображены противоположные, антонимичные друг другу ситуации. Они находятся как бы на разных полюсах одного и того же явления, характеризуют его с диаметрально противоположных сторон. Задача игроков - найти к имеющейся картинке пару "наоборот". Для этого нужно выделить основной признак, по которому будет производиться сравнение, кратко охарактеризовать то, что вы видите на картинке, а затем, исходя из сформулированного, искать к ней пару. Если малыш затрудняется обобщить свои впечатления от увиденного, выделить основное, нужно помочь ему наводящими вопросами. Например, на картинке изображена улыбающаяся девочка.
- Что ты видишь на картинке?
- Девочку с косичками. На меня похожа!
- Да, действительно. А как ты думаешь, какое у нее настроение?
- Хорошее.
- Да, мне тоже так кажется. А почему ты так думаешь?
- Ну, она улыбается, смотрит весело.
- Давай попробуем найти к этой картинке пару. На картинке, которую мы ищем, все должно быть наоборот. Все карточки лежат перед тобой. Посмотри внимательно. Какая кажется тебе подходящей?
- Вот эта! Посмотри, тут та же девочка нарисована, и косички у нее такие же, и одежда, но она уже не улыбается, вон как ротик скривился! И глаза закрыты, из них текут слезы, а в руке у нее платочек. Наверное, ее кто-нибудь обидел.
- Молодец! Сама нашла первую пару, и рассуждаешь правильно. Клади плачущую девочку к улыбающейся и давай думать дальше. Кто это на соседней картинке едет в лодочке по морю?
- Это моряк! Смотри, какие у него усы и борода, и трубку он курит, и тельняшку носит, и шапки такие я у матросов видела, и весла он вон как уверенно держит. Наверное, на рыбалку собрался.
- Ну, умница, все приметила! Шапка такая фуражкой называется. Это ведь не твоя шляпенка, а форменный головной убор. А море какое на картинке?
- Спокойное, волночки совсем маленькие.
- Да. Когда на море так тихо, это называется "штиль". А на какой же картинке все наоборот?
- Вот на этой. Смотри, какие волны поднялись! Они швыряют лодочку из стороны в сторону, и моряк уже не такой спокойный, трубку выронил, кричит что-то, и весла вырываются у него из рук. Ой, мама, что же будет! Как ты думаешь, удастся ему добраться до берега?
- Не волнуйся, все будет хорошо. У нас на картинке нарисован старый морской волк, ему никакой шторм не страшен.
- Кто такой шторм? И почему ты нашего моряка волком обзываешь?
- Шторм - это не кто, а что. Смотри, на первой картинке у нас штиль - спокойное море, а на второй - шторм: большие волны, ветер, буря. И никого я не обзывала. Про старых опытных моряков, побывавших в разных переделках, говорят иногда "морской волк", и этим вовсе не хотят их обидеть, а как раз наоборот: имеют в виду, что человек прошел через многие испытания и трудности его не пугают. Поняла? Тогда давай играть дальше...
Рассуждая примерно таким образом, вы выкладываете карточки одну за другой, "противоположность к противоположности". Каждая картинка - не только маленький сюжет, который легко развить, "оживить", дополнить деталями, но и предмет для рассуждений. Проговаривайте вслух ваши соображения, поправляйте и дополняйте друг друга. К одной и той же паре картинок можно подобрать по несколько антонимов, относящихся к разным частям речи. Посоревнуйтесь в том, кто больше антонимов назовет к одним и тем же рисункам.