Детский конструктор "Орнамент Зайцева" - это 256 ярких геометрических элементов, создающих широчайший простор для развития творческих и логических способностей детей. Из разнообразных фигур они с удовольствием выкладывают рисунки, орнаменты или цепочки, строят различные сооружения, подбирая их по цветам и форме. В конце игры малыши с большим интересом складывают разноцветные элементы в шкатулку.
Все фигуры имеют отверстия, это создает возможность для создания не только плоскостных конструкций, но и объемных фигур, гирлянд, мобилей. Игра Зайцева в орнаменты может быть использована как конструктор для строительства многоэтажных башен и т.п. Одновременно у детей появляется возможность освоить научные названия фигур. Рамки и вкладыши - отличный инструмент для обведения и вычерчивания. Ставя фигуры на ребро, можно выстраивать различные сооружения.
Все фигуры орнаментов - "перевертыши": желтого цвета, например, с одной стороны и черного с другой. "Орнамент Зайцева" развивает художественное воображение, чутье. Обратим внимание: геометрических фигур 30, а их названий - 44. У некоторых фигур может быть два-три названия: пятиугольник, правильный выпуклый пятиугольник, пентагон. Объясним ребятам, что второй, третьей строчкой в прилагаемой таблице записаны "научные" названия, геометрические, и что их тоже полезно знать, в будущем пригодится.
Половина фигур орнаментов у Зайцева - рамки, половина - вкладыши. С одной стороны фигуры одного цвета, перевернешь - другого. Пятиконечная звезда, к примеру, может быть сплошь голубой или красной, голубой снаружи и красной внутри, красной снаружи и голубой внутри, только красной или голубой звездочкой (вкладыш), только красной или голубой рамкой.
Знакомство с орнаментами (узорами) Н.Зайцев рекомендует начать с выкладывания рядов ритмически чередующихся фигур, что должно привести ребят (с подсказки мамы или преподавателя) к "изобретению" бус, подвесок и гирлянд. Фигуры для этого скрепляются бечевкой, леской или кусочками мягкой проволоки. Обратите внимание, что во всех вкладышах сделаны отверстия для продевания.
Почти сразу же можно начинать составление узоров из орнаментов Зайцева одного-двух видов. Постепенно композиции будут усложняться. Количество комбинаций (необходимый признак всякой игры) при 30 фигурах, каждая из которых представлена в восьми экземплярах и двух цветах, практически бесконечно.
Возможно многослойное расположение фигур (наложение), обогащающее геометрический рисунок сочетанием форм. В качестве выразительного средства может использоваться установка фигур на ребро. В создании сложных композиций из двух-трех комплектов орнаментов с увлечением участвуют старшие школьники и даже взрослые (все мы недоиграли в детстве).
Николай Зайцев проверял "Орнамент" в работе с четырех-восьмилетками. Работа с ними показала: дети быстро овладевают названиями, относимыми к геометрической терминологии и традиционно изучаемыми много позднее. Да и как не овладеть? Фигуры видели, в руках держали, слышали: "Дай квадрат... Принеси ромб... Где пятиугольник?"
Дошкольники и младшие школьники по своей инициативе никаких геометрических рисунков выкладывать не будут, им из орнаментов Зайцева поначалу интереснее башни в 10-15, а то и 20 этажей выстраивать.
Игр, развивающих художественное воображение, чутье, задатки, не так уж много. Лучшие узоры и башни, собранные из "Орнамента Зайцева", не забывайте фотографировать для выставки ребячьего творчества.