Пособие отличается от других учебных пособий простотой и логической последовательностью, обеспечивает цикл от обучения буквам до хорошего эффективного чтения, закладывает и развивает способности для чтения глазами. Пособие может использоваться как в индивидуальном обучении детей, так и в групповых занятиях.
Пояснительная записка в пособии составлена в помощь родителям для индивидуальных занятий с ребенком. Изложенная структура урока, примерные нагрузки и приведенные педагогические принципы помогут им в организации занятий. Организованная образовательная деятельность детей дошкольного возраста с применением этого пособия должна осуществляться при использовании форм, соответствующих специфике данного возраста, согласно федеральным государственным требованиям.
Пособие содержит много иллюстраций, которые способствуют формированию наиболее отчетливых и правильных представлений читаемого текста.
В большинстве случаев учителя в плохом чтении ученика усматривают нежелание самого ученика читать и для улучшения чтения рекомендуют больше читать. При этом никто не винит саму методику обучения чтению. И только в некоторых книгах по обучению скорочтению мы находим замечания авторов этих книг, указывающих на несовершенство традиционной методики обучения чтению. Но на этом все и заканчивается. К традиционной методике так привыкли, что любые инновации строятся только в совершенствовании этой методики.
Основные недостатки традиционного обучения чтению:
- У многих учащихся вырабатывается устойчивая привычка чтения по слогам и сохраняется на долгое время.
- Вырабатывается рефлекс, навык проговаривания про себя читаемого текста. Эта привычка чрезвычайно устойчива и сохраняется у большинства людей на всю жизнь.
Все это сдерживает развитие скорости чтения.
Преимущества инновационного учебного пособия А.Л.Каюсова
- Представление слова как цельного графического элемента в качестве единицы чтения и исключение чтения слов и текстов по слогам на ранней стадии обучения создает у детей ясное представление о чтении как способе передачи понятной информации.
- Плавный переход учебного материала от простого к сложному и своеобразный подбор упражнений повышают доступность изучаемого материала и интенсивность выполняемых упражнений, достигается высокая плотность занятий.
- Упражнения "Читаем глазами", "Скорочитапки" и другие упражнения с поставленной задачей читать быстро и читать очень быстро развивают у учащихся внимание, способствуют активному развитию скорости чтения, развитию визуального чтения. Занятие по этому пособию не создает негативных эффектов, сдерживающих развитие скорости чтения.
- Разделение учебного пособия на части создает возможность более качественного контроля над усвоением учащимися учебного материала. Не следует допускать к обучению по второй части учебного пособия учащегося, не добившегося качественного усвоения материала первой части пособия, основой которой является обучение запоминанию букв и хорошее чтение буквосочетаний.
- Большой арсенал представленных упражнений позволяет учителю с их помощью эффективно и своевременно добиваться поставленной задачи.
- Одна из особенностей этого пособия в том, что, усвоив все упражнения этого учебного пособия на оценку "отлично", независимо от количества потраченного времени на обучение, ученик научится читать только хорошо и не сможет читать плохо.
- Учащиеся, которые по школьной программе не достаточно хорошо научились читать, могут, используя это учебное пособие, без проблем подтянуться по чтению до успеваемости лучших учеников. Для повышения эффективности чтения пособие можно использовать в любом возрасте.
В младшем школьном возрасте наблюдается обычно большая зависимость учащегося от учебного материала. Воспроизводя его, он склонен всегда сохранять структуру подлинника, ему очень трудно дается реконструирование, перекомбинирование его.Зимняя И.А. "Педагогическая психология", 2-е издание. М.: Логос, 2004
На практике мы видим подтверждение вышесказанному. Многие учащиеся, научившись читать по слогам, не могут научиться читать быстро. При обучении чтению по слогам формируется ограниченное восприятие количества букв, и этот негативный навык закрепляется в устойчивую форму. Это учебное пособие исключает формирование негативных навыков. Применяемые упражнения "Читаем глазами" развивают способность воспринимать слова в целом - не как совокупность букв, а как графические знаки. Эти упражнения сдерживают при обучении чтению развитие артикуляции (проговаривание текста про себя) и вокализации (работу речедвигательных органов для произнесения звука) и не допускают их негативного влияния на развитие скорости чтения.
Важность чтения в современном мире - мире информации - не подлежит обсуждению. Успех ребенка в учебе напрямую зависит от умения читать. Владение в раннем возрасте хорошим чтением прививает ребенку устойчивую любовь к книге, в дальнейшем позволит ему сэкономить массу времени, приобрести много новых знаний, стать эрудированным и преуспевающим в жизни человеком.