За всю историю человечества создано не так уж много игр и пособий, которым была суждена длительная жизнь.
Тысячелетиями рядом с ребенком куклы, зверюшки. Из глубины веков пришли к нам головоломки, шашки, шахматы. Почтенный возраст у игр лото и домино.
Более 50 лет известны и эффективно используются в педагогике логические
блоки Дьенеша, цветные счетные
палочки Кюизенера и
математический планшет.
Первые дидактические разработки, связанные с этим материалом, появились в середине XX века и принадлежат египетскому математику Галебу Гаттеньо. Его пособие имеет название "Геоборд" ("Geoboard" - геометрическая доска) - поле с двадцатью пятью штырьками для "рисования" резиночками.
"Геоборд", по мнению Гаттеньо, предоставляет ребенку возможность на чувственном опыте освоить некоторые базовые концепции планиметрии: периметр, площадь, фигура т.д., развивать индуктивное и дедуктивное мышление, дать представление о симметрии, конгруэнтности, трансформации размера, формы.
За рубежом "Геоборд" используется для обучения школьников. А в России в 90-е годы появляются различные модификации "Геоборда" (математического планшета), предназначенные для работы с дошкольниками. Математический планшет становится полем для исследований ребенка, реализации его собственных идей.
Кратко возможности планшета можно разделить на три направления:
- Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения. Форма работы: зрительные и слуховые диктанты, задания на дорисовку.
- Развитие интеллектуально-творческих способностей, моделирование математических свойств и отношений, моделирование пословиц и поговорок, загадок, стихотворений, сказок, составление узоров.
- Развитие коммуникативных качеств, выполнение коллективных работ (на основе объединения планшетов), развитие навыков сотрудничества.
В условиях семейного воспитания планшет позволяет организовать совместное сотрудничество взрослого и ребенка. Рабочие тетради "Учусь читать на математическом планшете" будут содействовать развитию фонематического слуха, интереса к чтению, успешности ребенка в целом.