Полное название: "Грамматика русской речи (2 тома)".
С помощью красочных заданий у ребенка развиваются целостные, системные представления о русской грамматике. Содержание книги базируется на современных научных исследованиях в области детской речи. ПОДРОБНЕЕ...
Книга "Грамматика русской речи" предназначена для проведения индивидуальных занятий по развитию русской речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Первая часть пособия посвящена преимущественно формированию словоизменительных навыков и умений. Вторая часть пособия посвящена преимущественно формированию словообразовательных навыков и умений.
Одним из основных достижений ребенка в дошкольный период развития является овладение родным языком. Родители с нетерпением ждут первых слов своего малыша, радуются первым попыткам маленького человечка наладить общение с окружающими при помощи речи и очень огорчаются, если на этом пути он испытывает какие-либо трудности. Столь пристальное внимание к этому процессу со стороны взрослых вполне объяснимо и оправданно - полноценное владение родным языком является обязательным условием нормального развития ребенка, его успешного обучения и познания мира в целом. Речь - визитная карточка человека. Неумение точно и ясно выразить свою мысль существенно затрудняет взаимопонимание между людьми. Но для того чтобы научиться понимать и передавать вербально оформленную информацию, т.е. общаться, необходимо овладеть инструментом этого общения - человеческим языком.
Человеческий язык - это очень сложная, иерархически организованная система, которая, с одной стороны, строго логична, а с другой - допускает множество вариантов и исключений. Ребенок постигает язык только на практической основе. Овладение языком заключается в том, что, воспитываясь в языковой среде, малыш усваивает не только различные элементы языка - звуки, слова, словосочетания, предложения, но и правила их употребления, т.е. естественным путем познает основы грамматики.
Постижение грамматических норм происходит одновременно с формированием словарного запаса малыша: узнанные слова сразу же включаются в состав используемых им высказываний, где подвергаются грамматической обработке, в то же время понимание значений этих слов в полном объеме возможно лишь в окружении других слов, т.е. в словосочетаниях и предложениях, в которых они обогащаются новыми значениями.
Внимательные и чуткие родители, наблюдая этот процесс, неизбежно задаются вопросами: правильно ли развивается речь ребенка, как помочь малышу полноценно овладеть родным языком и подготовить его к школе? Для того чтобы избежать возможных ошибок, родители должны иметь общее представление о том, в какой последовательности грамматические нормы усваиваются маленьким ребенком и с какими объективными трудностями сталкивается он на этом пути.
Современные исследования, посвященные вопросам развития языковой способности, свидетельствуют, что разные дети испытывают неодинаковые трудности при усвоении лексических и грамматических норм: одним детям труднее уяснить лексические значения слов, другим - понять грамматические правила их изменения и комбинирования друг с другом.
Традиционно существовало мнение, что поразительно быстрое развитие речи у маленьких детей связано прежде всего с активным пополнением их словарного запаса. Однако современные исследования этого феномена убедительно доказывают, что "скачок" в развитии речи связан не столько с большим количеством слов в детском лексиконе, сколько с умением ребенка вычленять в речи окружающих словоизменительные и словообразовательные элементы, самостоятельно использовать этот "строительный материал" для собственного производства речи в соответствии с правилами, существующими в данной языковой среде.
Специалисты не перестают удивляться языковым возможностям маленького ребенка. Установлено, что основные грамматические правила осваиваются им уже к 3-3,5 годам. В дальнейшем происходит лишь накопление новых слов, введение их в уже установленную систему, уточнение и детализация ранее понятых правил. Это возможно благодаря универсальному устройству нашего языка, позволяющему использовать одинаковые элементы для образования новых языковых единиц и их форм: один и тот же суффикс или приставка служат для обозначения однотипных явлений (фокусник, печник, дворник, садовник, прибежать, притащить, прискакать), слова одной части речи, относящиеся к одному склонению, имеют одинаковые падежные окончания (ложкой, вилкой, рукой, на диване, на окне, на столе), один и тот же предлог используется в словосочетаниях одного типа (внучка с бабушкой, брат с сестрой, кастрюля с крышкой, варенье из малины, дом из кирпича, чашка из фарфора).
На начальном этапе усвоения грамматики (в возрасте от 2-2,5 до 3-3,5 лет) доминирующим является овладение словоизменительной системой языка. В этот период малыш активно учится использовать различные формы слова: "Кука!" (указывая на куклу), "Дай куку!" (Дай куклу), "Неть куки!" (Нет куклы), самые простые предлоги (на, из, у, в), пробует строить элементарные предложения, сначала из 2-3 слов, затем и более сложные конструкции из 5-6 слов. Начиная с усвоения форм слов, позволяющих выразить наиболее простые, актуальные для ребенка ситуации, например: "Ес касу!" (Ешь кашу), "Ди маме!" (Иди к маме), он постепенно овладевает и формами, отражающими более сложные отношения между объектами окружающей действительности: "Нет кисы. Хост абаки" (Хвост собаки), "Ес касу лоской" (Ешь кашу ложкой).
На следующем этапе грамматического развития (возраст от 3,5-4 до 5-6 лет) ребенок концентрирует внимание на словообразовательной системе родного языка.
Период активного усвоения словообразовательных норм является, пожалуй, самым важным, переломным моментом речеязыкового развития ребенка в целом. Именно теперь малыш начинает замечать связь между изменяющейся формой слова и его значением, чутко реагировать на языковые явления, связанные со словообразованием. С огромным усердием он пытается расшифровать каждое услышанное слово, опираясь на его структуру, найти смысл. Выведенные для себя "правила" он тут же распространяет на аналогичные случаи, что порой приводит к комичным результатам.
Вместе с активным усвоением основных словообразовательных правил ребенок овладевает и более сложными словоизменительными моделями родного языка, в частности формой множественного числа существительных среднего рода (деревья, ведра, яблоки), учится правильно согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе (красный шарф, красная тетрадь, красное яблоко, красные помидоры). Приобретенные навыки словоизменения и словообразования он охотно использует при построении предложений.
В этот период речевой арсенал ребенка пополняется предложениями различной структуры. Именно в них он имеет возможность закреплять, совершенствовать новые словоизменительные и словообразовательные приемы. Чем лучше освоены им способы словоизменения и словообразования, тем активнее применяются эти навыки в построении предложений. Сейчас ребенок способен понимать и самостоятельно продуцировать более сложную смысловую информацию, чем раньше. В его речи появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, конструкции с однородными членами, вводными словами. Для передачи последовательности событий или причинно-следственной связи он начинает использовать предложения с различными союзами.
Теперь ребенок уже умеет образовывать формы существительных множественного числа: "венок из ромашек", "ловить удочками", "кататься на санках", пользоваться предлогами: "из-за", "из-под", союзами и союзными словами: "а", "но", "и", "потому что", "из-за того что", "который", "откуда". Он в силах понять тонкости образования притяжательных прилагательных (тигриный, медвежий, козий), сложных слов (мышеловка, снегоуборочный, двухчасовой).
Но далеко не у всех детей процесс усвоения грамматических правил родного языка протекает гладко и безболезненно. На этом пути у ребенка много трудностей, причины возникновения которых весьма разнообразны. Это и объективная сложность самой системы русского языка, и неполноценность речевого окружения ребенка, и различные виды патологии, затрагивающей речевую функцию, и многое другое. В таких случаях без помощи старших детям не обойтись.
Основная задача взрослых в этот период - помочь ребенку воспринять язык как систему. Малыш в силу своего возраста не способен усвоить теоретические сведения о языке, ему трудно провести необходимые обобщения в отношении языковых явлений и правильно установить между ними связи. Именно системная подача лингвистического материала поможет ему в этом.
Естественно у родителей возникает много вопросов: когда следует начинать заниматься с ребенком, какой материал и в какой последовательности надо использовать, на какие моменты следует обратить особое внимание, занимаясь с малышом, какие проявления свидетельствуют об отклонениях в речевой сфере? Ответы на эти и другие вопросы дает наша книга.
Иллюстрации в "Грамматике русской речи" выполнены высокопрофессиональными художниками специально для реализации авторской идеи. Для логопедов, воспитателей, родителей и всех, кого волнуют проблемы развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. Книга также может оказать неоценимую помощь при обучении детей русскому языку как иностранному.