Наряду с лексическими и грамматическими навыками фонетико-фонологические навыки являются базой для формирования умений, обеспечивающих успешность протекания речевой деятельности, т.е. полноценной коммуникации.
В основе формирования фонетических и фонологических навыков и умений (фонетико-фонологической компетенции) лежит фонематический слух - способность к различению фонем данного языка, т.е. выделению и обобщению устойчивых дифференциальных признаков фонем.
Эта способность является необходимым, хотя и не достаточным условием последующего продуцирования звуков речи. Для правильного произнесения звука нужна определенная система движений органов речи - речевая артикуляция, формируемая под влиянием слухового и речедвигательного (кинестетического) контроля за правильностью произношения (принцип "обратной связи").
Помимо звукоразличения и звукопроизнесения, фонетико-фонологическая компетенция предполагает овладение навыками звукового анализа и синтеза (так называемый фонологический, или звуковой, анализ - умение определять количество и последовательность звуков в фонетическом отрезке), правильного произношения слов различной слоговой структуры, просодикой.
Эти факторы и определяют цель данного учебно-методического пособия - содействие педагогам и родителям в формировании фонетико-фонологической компетенции у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Лингводидактический материал пособия подобран в соответствии с основными задачами, которые ставит педагог при формировании фонетико-фонологической компетенции:
- Развитие фонематического слуха.
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Обучение произношению слов различной слоговой структуры.
- Формирование навыков и умений звукового (фонологического) анализа и синтеза.
Карточки размером 7x10 см.