Полное название: "Слова родного языка".
С помощью специально подобранных красочно иллюстрированных дидактических заданий у ребенка формируются целостные системные представления о лексике русского языка. ПОДРОБНЕЕ...
Впервые вышло в свет учебно-методическое пособие для проведения индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста по развитию и качественному совершенствованию их словарного запаса. Неоценимую помощь книга может оказать при обучении ребенка русскому языку как иностранному.
С ростом ребенка проблема формирования его речи становится, пожалуй, одной из наиболее важных для родителей. Сейчас уже никто не сомневается, что развитие и обучение нужно начинать с самого раннего возраста, никто не оспаривает факт взаимосвязи речи и мышления: малыш познает мир в том числе и с помощью речи, а речь оказывает заметное влияние на его умственное развитие.
Каждый ребенок постигает родной язык собственным путем, но у всех детей существуют свои особенности в его усвоении, проявляемые в речи. У одних слова в лексиконе накапливаются равномерно, постепенно объединяясь в несложные по своей структуре фразы. Другие же, довольствуясь в течение продолжительного времени небольшим количеством слов, могут пережить резкий скачок в развитии речи, их словарный запас быстро пополняется, появляются довольно сложные фразы и новые формы слов.
Однако исследования ученых убедительно доказывают, что независимо от индивидуальных различий между детьми, от речевой среды, в которой они воспитываются, и даже от конкретного языка общая схема усвоения языкового материала остается для всех универсальной, единой: первоначально ребенок овладевает самыми основными, общими единицами языка и правилами их применения и только затем частными, более сложными. Усвоение первых слов - серьезнейший период в речевом развитии ребенка. Именно первые слова являются той базой, тем "строительным материалом", из которого возникает первое предложение, на примере этих слов малыш начинает постигать законы родного языка.
Применительно к языку всегда употребляется слово "система", а это означает, что его элементы строго упорядочены и взаимосвязаны.
Овладение системой лексических значений родного языка - это довольно сложная умственная работа, в процессе которой ребенку предстоит разобраться в иерархии языковых единиц, усвоить различные законы и правила их выбора и употребления, овладеть значениями слов, возможностями их сочетания друг с другом. И все это ради главной цели - умения точно выразить свою мысль.
Русский язык, как и любой другой, живет по своим правилам. Нам не всегда удается их сформулировать, а порой даже и осознать. Будучи взрослыми, мы уже не задумываемся над тем, почему слово "табун" употребляется только вместе со словом "лошадей", детеныш оленя называется "олененок", льва - "львенок", а детеныш коровы - не "коровенок", а "теленок". Мы понимаем, что выражение "двухчасовой спектакль" говорит о том, что действие спектакля длится два часа, а "двухчасовой поезд" - это поезд, который отправляется в два часа. Знание всех этих вещей является результатом нашего опыта использования языка в повседневной жизни.
Однако для ребенка, только начинающего осваивать родной язык, часто бывает непонятным, почему есть "брючный костюм", но нет "юбочного", почему можно сказать "утенок", "лисенок", "галчонок", но нельзя говорить "воробьенок" или "куренок". Усвоив на подсознательном уровне правило, на основании которого каждый предмет называется определенным словом, ребенок испытывает замешательство, когда сталкивается с такими явлениями в языке, как омонимия или антонимия. Малышу не сразу удается понять, что словом "плита" можно назвать и кухонную плиту, и плиту на стройке, а словом "норка" - и животное, и жилище животного. Ребенок не может сразу усвоить все оттенки в значениях слов и поэтому не всегда правильно подбирает нужное для контекста слово: "старая газета" - "молодая газета" (по аналогии со "старая женщина" - "молодая женщина").
Но, тем не менее, ребенок по мере своего речевого и интеллектуального развития постепенно усваивает все эти правила самостоятельно. Помощь взрослого заключается преимущественно в том, чтобы давать ему образец той правильной речи, из которой ребенок сможет "добывать" необходимую для него языковую информацию. Однако не все дети могут самостоятельно справиться с этой работой. Здесь требуется помощь педагогов или родителей. Она заключается в том, чтобы привлечь внимание ребенка к тем скрытым процессам, которые протекают в языке и находят свое выражение в речи, на практическом уровне показать ему действие этих правил.
Известно, что ребенок усваивает систему языка гораздо раньше, чем существующие в ней ограничения. Именно этим объясняется появление в речи 4-5-летних детей большого количества слов, свидетельствующих о том, что ранее усвоенные ими общие языковые правила распространяются и на частные случаи: "ушов" ("ушей"), "овчонок" ("ягненок"), "санкой" ("санками") и т.п.
Особый подход к решению этой задачи требуется при работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения. Большинство недостатков речи у детей дошкольного возраста связано именно с тем, что ребенок испытывает трудности как в накоплении языковых средств, так и в их правильном применении. Такой малыш с большим трудом устанавливает в своем сознании связь между конкретным предметом и его звуковым образом в виде произносимого слова. Словарный запас его пополняется очень медленно, ребенок длительное время затрудняется в усвоении точных значений слов, не улавливает оттенков в их значениях, не может овладеть "техникой" образования новых слов.
В связи с этим у родителей закономерно возникает вопрос: на какие явления языка нужно обратить внимание ребенка, каков объем и содержание лингвистического материала, подлежащего усвоению детьми этого возраста, какие задания, упражнения, игры помогут сформировать в языковом сознании малыша системные представления о лексике родного языка? Организуя совместные занятия со своим ребенком, достаточно часто родители сталкиваются и с такой проблемой: в какой последовательности можно предлагать те или иные задания и почему?
Как уже упоминалось, ребенок постигает сначала наиболее простые правила употребления слов в родном языке, после чего усваивает частные случаи их употребления, и только затем он может осмыслить различные варианты их применения, осознав всю совокупность значений, присущих тому или иному слову или словосочетанию. Ребенок видит много предметов, сходных по форме и назначению, встречающихся в одной ситуации. Но не так легко, как кажется, только начинающему постигать мир малышу объединить эти предметы в один класс, например класс животных или птиц, понять, что словом "кошка" можно назвать и живую рыжую кошку, и серую кошку на картинке, и кошку, которую он видел на экране телевизора.Как уже упоминалось, ребенок постигает сначала наиболее простые правила употребления слов в родном языке, после чего усваивает частные случаи их употребления, и только затем он может осмыслить различные варианты их применения, осознав всю совокупность значений, присущих тому или иному слову или словосочетанию. Ребенок видит много предметов, сходных по форме и назначению, встречающихся в одной ситуации. Но не так легко, как кажется, только начинающему постигать мир малышу объединить эти предметы в один класс, например класс животных или птиц, понять, что словом "кошка" можно назвать и живую рыжую кошку, и серую кошку на картинке, и кошку, которую он видел на экране телевизора.
Книга рекомендуется родителям, воспитателям, логопедам, дефектологам и всем, кого волнуют проблемы развития речи ребенка дошкольного возраста.