Полное название: "Русский язык в иллюстрациях для дошкольников".
Пособие предназначено для проведения фронтальных занятий по русскому языку и развитию (коррекции) речи детей дошкольного возраста. ПОДРОБНЕЕ...
Пособие включает в себя специально подобранный крупноформатный иллюстративный материал и сборник лексико-грамматических заданий и упражнений, составленный на основе авторской методики.
Базовой составляющей издания является специально подобранный иллюстративный материал, способствующий усвоению языка на системной основе, с функционально-семантических позиций, что предполагает формирование в сознании ребенка прочной взаимосвязи между реальной жизненной ситуацией и способом ее обозначения языковыми средствами.
Основными содержательными компонентами работы по обучению языку и развитию речи ребенка являются лексические и грамматические средства языка. При этом содержательный (смысловой) аспект языка признается ведущим, приоритетным по отношению к его формальному (грамматическому) аспекту.
Этот концептуальный подход реализуется в учебном процессе, где формирование лексикона органично переплетается с работой над правилами словообразования и сочетаемости слов.
При работе над лексикой особое внимание уделяется не столько накоплению словарного запаса, сколько его систематизации (упорядочению) в языковом сознании ребенка. Необходимость такого подхода продиктована современными научными данными о развитии детской речи, которые убедительно доказывают, что качество усвоения языковой системы зависит в первую очередь от полноценного словарного запаса ребенка, под которым понимается не только и не столько большое количество слов в лексиконе, сколько качество (разнообразие) смысловых связей (ассоциаций), которые ребенок способен установить между ними. Именно этот арсенал позволяет ребенку не просто запомнить названия предметов, действий или признаков, а понять значение слов, сформировать в своем языковом сознании понятийную систему - основу любого смыслового высказывания.
Работа над грамматикой строится на двух основных принципах: онтогенетическом и принципе учета структурной организации языка.
Специалистами в области детской речи установлено, что, независимо от индивидуальных различий между детьми, от речевой среды, в которой они воспитываются, и даже от конкретного языка, общая схема усвоения языкового материала остается для всех универсальной, единой: первоначально ребенок овладевает самыми распространенными единицами языка и наиболее общими правилами их употребления и только затем осваивает менее частотную лексику и "частные правила", формо- и словообразования.
На начальном этапе усвоения русской грамматики доминирующим является овладение словоизменительной системой языка (формообразованием). В дальнейшем ребенок концентрирует внимание на словообразовательной системе русского языка, Период активного усвоения словообразовательных норм признается специалистами самым важным, переломным в речеязыковом развитии ребенка в целом. Усвоение морфологических норм (словоизменения и словообразования) происходит исключительно на синтаксической основе и собственно направлено на достижение главной цели: научиться правильно строить предложения, т.е. формулировать собственную мысль, и понимать речь окружающих, т.е. извлекать из нее смысл.
Подробно методика работы по обучению русскому языку и развитию речи детей дошкольного возраста представлена в изданиях "Слова родного языка" (Безрукова О.А.) и "Грамматика русской речи" (Безрукова О.А.).
Пособие адресовано логопедам, педагогам дошкольных учреждений, преподавателям русского языка, в т.ч. русского как иностранного.